МНОГОУМНЫЕ И МНОГОМУДРЫЕ, не пропустите сегодня триумфальное возвращение в эфир "ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА" (17.00, ТВ ЦЕНТР).
Глядишь, затравленный вид пропадет.
А пока - ЭКЗЕГЕЗЫ к знаменитым ШЕДЕВРИКАМ.
АЛЛЕГРОВА не хочет, чтобы внук подался в шоу-бизнес.
ТАБАКОВ. Здесь все понятно и без пояснений.
А что до ЭКСГУМАЦИИ, речь идет о том, что теперь у всех сряду обнаруживаются внебрачные дети, что обыкновенно влечет мерзкий тарарам, и дело - вот увидите - дойдет до разговоров об эксгумации.
Сначала.
А потом...
ШЕДЕВРИКИ, прошу вас!

АЛЛЕГРОВА И ВНУК.
"Зато я смотрю на свою жизнь без отвращения и стыда, а это кое-чего стоит".
Мне нравится "демаркационное" слово "зато"; когда меня судят, укоряют, костерят, я всегда парирую: "Зато ни один из моих детей не подался в шоу-биснес!" - преподнося сей факт как значительнейшее достижение.
Я понимаю Аллегрову: на кой ребенку это поприще, отзывающее серой, с его амбивалентными идеалами, не признающее никаких нравственных законов; здесь царят уроды и "постправда", бред и фарс; где Добро и Зло снабжены маркировками.
Я никогда не сомневался, что Аллегрова обожает внука.
ТАБАКОВ.
Я только раз брал интервью у благословенного Олега Павловича.
Разумеется, дабы не ударить мордой в грязь, я без устали выпендривался, а в один из моментов, ближе к финалу, изобразил экзистенциальную тоску и картинно вопросил, имея в виду бедлам, в котором мы тогда жили (дело было в 96-ом, но "тогда" - неуместное слово: как будто с тех пор что-то изменилось!): "Что же делать?".
"Как что делать: если это лето - чистить ягоды и варить варенье, если зима - пить с этим вареньем чай".
Это потом я узнал, что слова эти многомудрые принадлежат Василию Розанову (это не футболист и не певец, неучи, это мыслитель был такой), но как не обожать человека с такой жизненной установкой?!
Известнейший искусствовед рассказал про свое интервью.
Он спросил у Маэстро некоторое время спустя после кончины Великого Артиста Смоктуновского, не грустно ли Олегу Павловичу от мысли, что Смоктуновский в глазах людей до края их дней останется Гамлетом, а он, не менее большой артист Табаков, - котом Матроскиным?
О.П.Т. расхохотался.
Нет-нет, ответил, я никогда не хотел играть Гамлета, я всегда хотел сыграть Полония. Я никогда не хотел играть Чацкого, я всегда хотел сыграть Фамусова.
Я бы добавил: а что плохого в коте Матроскине?
Я бы поспорил: для подавляющего большинства людей и Смоктуновский не Гамлет, а Юрий Деточкин, несклепистый благородный ворюга из "Берегись автомобиля".
Табаков мог сыграть кого угодно, мы-то знаем.
Он не назначал себя моральным авторитетом, как сейчас делают даже бесы; он никогда не пел лазаря и не глядел сентябрем.
А какая у него Семья!
А какие у него ученики!
Не надо никакой экзальтированной ерунды, надо склонить головы - в знак благодарности за то, что был.
И будет.
Как всегда будут розановский ответ на вопрос "Что делать?" и мультик с Матроскиным.
ЗВЕЗДЫ. ЭКСГУМАЦИЯ.
Великий ученый Михаил Бахтин целое исследование - неудобочитаемое, труднопроходимое, но настолько пронзительное, что я заставил себя одолеть его до конца, - посвятил тому, что он назвал "убыванием самой ткани жизни".
Идет бесперебойное производство абсурда и злобы в промышленных объемах, и не за горами время, когда злоба и абсурд образуют унию, и дело дойдет до эксгумации.
Михаил Бахтин и не подозревал, сетуя, что живет в чистые, целомудренные времена.